Регионы будут вести реестры перевозчиков стройотходов. Инициатива исходит от депутатов Госдумы

На уровне Госдумы рассматривается предложение вести реестры компаний-перевозчиков строительных отходов. Обязанность подготовить соответствующую документацию будет возложена на власти регионов.
Идея вести реестры связана с тем, что именно отходы строительства, сноса и демонтажа зданий чаще всего вывозят в поля, леса, на берега водоемов. Строительные отходы также выбрасывают в баки на контейнерных площадках. И именно они в основном становится причиной поломок оборудования мусоровозов при загрузке отходов из контейнеров.
На данный момент времени вопросы вывоза строительных отходов никак не регламентируются. Единственной мерой воздействия на незаконных перевозчиков является обращение в правоохранительные органы.
Депутаты Госдумы планируют передать решение существующей проблемы властям субъектов РФ. Они самостоятельно будут решать, как поступать со строительным мусором в части утилизации, сбора, перевозки.
В соответствии с запланированными изменениями все машины, используемые для перевозки мусора, должны быть оснащены специальными датчиками. Они позволят узнать, по какому маршруту едет автомобиль, что везет. Данные обо всех транспортных средствах и компаниях-перевозчиках необходимо внести в особый реестр после специальной проверки и изучения предоставленных документов.
В Институте Гайдара подчеркнули, что благодаря наличию реестров появится возможность отслеживать, кто занимается перевозкой отходов, куда выбрасывают мусор со стройплощадок, доставляют ли их на специализированные полигоны.
Некоторые эксперты говорят о том, что только ведения реестров и установки датчиков на машинах недостаточно для того, чтобы полностью предотвратить появление незаконных мусорных полигонов. Но есть и те, кто полагает, что после принятия нового закона сфера перевозки строительных отходов станет более прозрачной. Работать в этой отрасли уже не смогут компании, не зарегистрированные должным образом. Государственным структурам будет проще проверить, кто и какие объемы отходов перемещает между стройплощадками и полигонами или перерабатывающими предприятиями.
Звучат и мнения о том, что только создание реестров — недостаточная мера для контроля отрасли. Необходимо активно строить перерабатывающие заводы. Если их не будет, строительные отходы будут оседать на свалках, становиться источником загрязнения окружающей среды. Есть вопросы и непосредственно к ведению реестров. Их необходимо своевременно пополнять, проверять достоверность предоставленной информации, выявлять и наказывать нарушителей.
В качестве примера многие эксперты ссылаются на ситуацию со строительным мусором в странах ЕС. Здесь из отходов сноса извлекают все, что можно переработать и использовать повторно. На полигоны отправляется не более 30% собранного строймусора. За счет повторного использования цемента, черных и цветных металлов компании зарабатывают ежегодно до 360 млрд долларов США.
Также при переработке появляется возможность создавать дополнительные рабочие места, чем при простой транспортировке отходов на мусорные полигоны. К тому же нужно учитывать, что бетонный, кирпичный бой, отходы сноса зданий практически не разлагаются. На сотни лет они становятся источником парниковых газов и загрязнения окружающей среды.
Одним из способов стимулирования перерабатывающих предприятий может стать предоставление льгот по налогам. Но общее сокращение объема незаконных мусорных полигонов, развитие перерабатывающей отрасли возможно только при использовании системного подхода. Создание необходимой инфраструктуры должно сочетаться с постоянным контролем и введением ответственности для тех, кто не соблюдает установленные стандарты.