Депутаты Госдумы решат, что делать со строительным мусором

В Государственную думу поступил законопроект, регламентирующий оборот строительного мусора, результатов сноса зданий и сооружений.
Законопроект передан на рассмотрение в профильный комитет еще в декабре 2024 года. Его разработке способствовали проблемы, которые возникают у многих регионов при утилизации строительного мусора. Но первоначальная редакция законопроекта содержала спорные моменты, которые необходимо было устранить.
Например, разработчики никак не обозначили, когда строительные материалы становятся отходами. Именно после этого перехода за размещение ОСС собственнику приходится платить установленные суммы, так как отходы негативно влияют на внешнюю среду. Важно отметить и тот момент, что в Национальном проекте «Экология» вообще ничего не говорится о строительном мусоре, его утилизации.
Работа над законопроектом ведется на уровне как правительства, так и депутатов Госдумы. Вносятся поправки, которые необходимо обсудить до перехода ко второму чтению. Например, депутаты настаивают на том, что в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» необходимо обозначить, где и как можно накапливать строительные отходы, кто должен содержать специальные площадки.
Предполагается, что следующее рассмотрение законопроекта состоится 27 мая 2025 года. В феврале этого же года его повторно передали в Госдуму. Разработчики уточнили используемые понятия и термину, учли положения, уже содержащиеся в других законодательных актах. Например, согласованы вопросы, касающиеся обращения со строительными отходами в удаленных регионах, устранения незаконных захоронений ОСС. В то же время разработчики убрали из законопроекта нормы и положения, относящиеся к сфере действия иных нормативных и законодательных актов.
В соответствии с подготовленным законом регионы получат возможность самостоятельно формировать правила накопления, захоронения, утилизации строительного мусора. Отдельно затрагиваются вопросы минимального объема обязательной переработки. Региональных операторов обяжут заключать договоры на обращение с ОССиГ. Также планируется вести учет движения строительного мусора, вводить меры, направленные на выявление возможных нарушений. Оговариваются и санкции для тех, кто нарушает законодательство.
Ранее в профильном комитете Госдумы подчеркивали, что разработчики законопроекта не учли положения действующего закона № 89-ФЗ, регламентирующего обращение с отходами разных типов. Например, нет ясности с тем, какие же отходы следует считать именно строительными. Также следует учитывать нормы Земельного кодекса и законов, принятых в его развитие.
Александр Коган, представляющий комитет по экологии в правительстве, полагает, что все имеющиеся вопросы по законопроекту планируется решить ко второму чтению в Госдуме. В основном они относятся к точности формулировок. По сути закона у правительства замечаний нет.
Например, в новом законопроекте есть термин «отходы технического перевооружения и благоустройства». Больше ни в одном нормативном акте он не упоминается. Нет и упоминания о классах опасности строительных отходов.
В большинстве ранее принятых нормативных актов законодатели оперировали понятием «твердые коммунальные отходы (ТКО)». Новый законопроект никак не определяет, как строительные отходы относятся с ТКО. Еще одна проблема в том, что в законопроекте ничего не сказано о том, из каких источников планируется финансировать накопление и перевозку стройотходов.
Вопросы к разработчикам нового нормативного акта есть и в Минстрое. Здесь отмечают, что до отправки на полигон или переработку ОСС где-то нужно временно размещать. И это может стать проблемой из-за того, что не у каждого застройщика (подрядчика) есть земельный участок с соответствующим видом разрешенного использования. Как следствие, компании будут сталкиваться с претензиями Росприроднадзора и требованиями оплатить негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Заинтересованные лица предложили свое решение для этой проблемы. Например, застройщики получат возможность хранить отходы на стройплощадке, пока действует разрешение на возведение конкретного объекта. Плату за НВОС в это время взимать не будут.
В завершение стоит еще раз подчеркнуть, что строительные отходы не относятся к коммунальным. Их нельзя выносить и вывозить на контейнерные площадки. Для утилизации собственник обязан заключить отдельный договор с региональным оператором. Ничего не говорится об ОСС и в положениях национального проекта «Экологическое благополучие». Именно поэтому новый законопроект является актуальным, как никогда.