Как работает ИИ против незаконных свалок строительного мусора в столице
Ежегодно в Москве вводят в эксплуатацию десятки миллионов квадратных метров жилых, коммерческих, производственных площадей. По этому показателю столица уже давно лидирует в России.
Но любое строительство — это не только новые квартиры, магазины, торговые центры и офисы, но и многие миллионы тонн грунта и иного строительного мусора. В соответствии с действующими правилами их можно вывозить только на специальные полигоны. Но даже в 2023 году непосредственно в Москве и в Московской области появляются незаконные свалки. Застройщики, стремясь любыми способами сократить расходы, направляют машины со стройотходами в лесополосы и даже на поля.
В правительстве Московской области активно пытаются бороться с нарушителями законодательства. Еще в 2021 году разработан и введен в действие «Порядок обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений«. Заработала и региональная система выдачи разрешений на вывоз ОССиГ.
Но на этом правительство региона решило не останавливаться. Дороги общего пользования области к данному моменту времени находятся под контролем системы искусственного интеллекта, позволяющей выявить машины, загруженные строительным мусором и/или грунтами. А подъезды к специализированным полигонам и комплексам по переработке стройотходов (КПСО) оснащены видеокамерами.
Уже в июне 2021 года все перевозчики, производители и принимающие отходы компании обязаны были регистрироваться в автоматизированной системе «ОССиГ» и запрашивать специальные талоны на каждую машину с грунтом или строймусором. Пока не получен электронный талон, машина с отходами строительства не может выезжать на трассу. А на дорогах специального пользования установлены видеокамеры. Их задача — фиксация номерных знаков машин, перевозящих ОССиГ.
Нейросеть не просто фотографирует все подряд машины на дороге, а позволяет выделить именно мусоровозы. На первом этапе фиксируются контуры транспортного средства, потом выполняется сверка госномеров. Система определяет, выписан ли на конкретную машину электронный талон на перевозку ОССиГ. Возможности искусственного интеллекта позволяют даже без остановки авто определить, есть в кузове груз или нет.
Если система выясняет, что машина везет именно строительные отходы, ее берут под контроль. Сервис проверит, куда едет транспортное средство, где оно разгружается. Если машина не проезжала КПП КПСО, а выгрузилась где-либо в другом месте, данные об этом сразу передаются в Министерство экологии МО.
Два года работы показали, что система ОССиГ работает достаточно эффективно. Водители в два раза реже теперь выгружаются в неположенных местах. У жителей региона уже практически нет оснований жаловаться на незаконные мусорные свалки. А в бюджете остались свыше 67 млн. рублей, которые раньше тратили на ликвидацию подобных полигонов.
Искусственный интеллект принял от видеокамер для последующей обработки свыше 110 млн. фотографий машин. Уже на этом этапе система выявила более 63 тыс. возможных нарушений. По итогам изучения материалов инспекторы Министерства экологии открыли свыше 11 тыс. дел о возможных нарушениях при вывозе ОССиГ. Составлено постановлений 1139. Если за временной отрезок с июня по декабрь 2021 года в контролирующие органы поступило 373 сообщения о наличии незаконных свалок, то годом позже жалоб было всего 122. Снижение составило 67%.
В 2022 году возможности системы «ОССиГ-контроль» смогли оценить участники и эксперты Всероссийской агропромышленной выставки «Золотая осень». Здесь возможности сервиса отмечены золотой медалью. Нейросеть участвовал и в «Зеленой премии», организованной Российским экологическим оператором. В категории «Технологические и цифровые проекты» система расположилась на втором месте.
Работа с искусственным интеллектом предполагает создание и последующее обучение машинной модели. В нее закладываются данные обо всех возможных машинах, их параметрах и весе. И далее система уже без участия человека может «опознать» любое транспортное средство, считать его государственный номер. Конечно, специалисты отмечают некоторое количество ложных срабатываний. Тем не менее инспекторам ГИБДД и иных проверяющих инстанций не приходится пересматривать десятки миллионов изображений машин. Им остается обработать только те, что система уже отобрала и отметила в качестве подозрительных.
Эксперты отмечают, что потенциально разработанную для Москвы и Московской области систему можно использовать и других регионах. Ведь проблема незаконного вывоза строительного мусора и грунта существует практически во всех областях, республиках и краях. Но повсеместному распространению столичного опыта может помешать одна проблема. В Москве и прилегающих районах камеры установлены не только на основных, но и на вспомогательных дорогах. А во многих регионах системы слежения и распознавания либо отсутствуют вообще, либо их внедрение только начинается.
За счет внедрения сервиса «ОССиГ-Контроль» удалось решить и еще одну проблему. Если ранее строительные отходы только вывозили на полигоны, то теперь их все чаще отправляют на переработку. С момента подключения системы в регионе открыто 15 специализированных перерабатывающих комплексов, способных принимать смешанные отходы. Еще 65 предприятий работают с отдельными видами отходов. В Министерстве экологии МО отмечают, что в неделю все перерабатывающие предприятия способны принять практически 1,5 млн. тонн ОССиГ. И при этом КПСО не загружены полностью. Переработку можно увеличить еще приблизительно на четверть.