Электронный талон на вывоз ОССиГ
Москва и Подмосковье прикладывают максимум усилий для перехода к рациональному и осознанному использованию природных ресурсов и заботе об окружающей среде. Для решения поставленной задачи необходимо сократить количество захоронений строительных отходов, перенаправляя их на переработку.
Содержание
Правительство уже провело существенные изменения в сфере обращения твердых бытовых отходов (ТБО). Были закрыты все подмосковные мусорные полигоны, созданы современные комплексы по сортировке и переработке, строятся мусоросжигательные заводы. В столице и области внедрена система раздельного сбора, для чего были переоборудованы контейнерные площадки и обновлен парк контейнеров, баков и бункеров для сбора и накопления ТБО.
Теперь фокус внимания властей сместился в сторону улучшения ситуации с отходами строительства, сноса и грунтов (ОССиГ). Именно такой термин был введен на законодательном уровне, чтобы выделить данную категорию отходов в отдельную группу и разработать для нее отдельные нормы, правила и способы регулирования.
АИС «ОССиГ» и её задачи
Для упрощения и цифровизации вывоза строительного мусора в регионе была создана автоматизированная информационная система АИС ОССиГ. Вернее, такая система существовала и ранее, но была предназначена для внутреннего пользования сотрудниками Департамента строительства г. Москвы. Теперь это открытая площадка для всех участников отрасли и надзорных органов, куда стекается подробная информация о местах образования, накопления и сбора отходов, а также данных об их перемещении, объемах переработки и захоронения.
Главная цель, поставленная перед разработчиками АИС ОССиГ, заключается в формировании понятной и контролируемой системы обращения строительного мусора для развития рынка вторичного сырья, создания экономики замкнутого цикла и предотвращения появления незаконных свалок.
Регистрация
Для начала работы в системе потребуется пройти регистрацию на странице https://grunt.rm.mosreg.ru/account/register. При внесении сведений важно корректно заполнять все поля и обязательно указать «Тип учетной записи», а именно к какой группе участников отрасли относится ваша организация:
- отходопроизводители — компании, в результате деятельности которых образуется строительный мусор;
- отходоперевозчики — транспортные компании, выполняющие перемещение ОССиГ;
- отходополучатели — предприятия и площадки, отвечающие за приём, сортировку, переработку, обезвреживание и утилизацию отходов.
По окончании процедуры регистрации и нажатия кнопки «Принять», данные будут направлены модератору для проверки и создания учетной записи.
Внимание! Все отходопроизводители, отходоперевозчики или отходополучатели должны быть зарегистрированными участниками АИС «ОССиГ» для информационного взаимодействия. Порядок и требования к регистрации утверждены соответствующим регламентом Департаментом строительства города Москвы.
Новые правила перемещения стройотходов
С 1 июня вывоз ОССиГ по территории Москвы и Подмосковья возможен только при наличии специального разрешения — электронного талона. Этот документ выписывается на каждый конкретный рейс и содержит следующие сведения:
- тип перемещаемых отходов с указанием класса опасности;
- объем груза;
- наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Вся привлекаемая спецтехника должна быть оборудована спутниковой навигацией ГЛОНАС для возможности отслеживания маршрута. Перевозчики должны пройти процедуру лицензирования и получить разрешительные документы на право ведения соответствующей деятельности.
Важно! Несмотря на то, что электронный талон содержит сведения о размере кузова автомобиля согласно паспорта транспортного средства, эта информация не является основной. Весть учет ОССИГ, включая расчеты его стоимости, осуществляются исходя из фактического объема стройотходов.
Кто оформляет электронный талон
Для перемещения ОССиГ объёмом менее 50 кубометров, талон выписывает перевозчик. В остальных случаях эта ответственность ложится на отходопроизводителя. По такому же принципу происходит заключение договоров с перерабатывающими предприятиями и КПО. Для каждого вида или однородных групп строительного мусора компания-перевозчик имеет право самостоятельно подписать соглашение о сотрудничестве с отходополучателем при условии доставки за один рейс не более 50 куб. метров ОССиГ.
Без заключенного договора с отходополучателем невозможно оформление электронного талона. Для государственных контрактов на благоустройство, капитальный ремонт или строительство проводится отдельный конкурс на услуги по перемещению отходов. В остальном условия остаются прежними: до 50 кубов талон выписывает транспортная компания, свыше 50 м3 — заказчик или генеральный подрядчик. Открытие и закрытие разрешения на транспортировку стройотходов происходят в электронном виде через личный кабинет.
Для физических лиц оформление специальных разрешений не требуется. Однако, перевозчик, действующий по заказу физического лица, должен такой электронный талон оформить и приложить договор на оказание услуг с физлицом. Если объем мусора превышает 50 кубометров, то выписывается несколько талонов.
Сопроводительные документы
Для перевозки стройотходов водитель обязан иметь следующие сопроводительные документы:
- бумажная копия оформленного электронного талона;
- паспорт класса опасности;
- товарно-транспортная накладная.
Действия в случае смены транспорта
При возникновении внештатной ситуации на дороге, например, поломки или аварии, когда необходимо заменить автомобиль, перевозчик должен немедленно проинформировать заказчика или генерального подрядчика. Талон в таком случае должен быть переоформлен. Делает это тот, кто инициировал выпуск первоначального разрешения.
Вынужденное отклонение от согласованного маршрута не является поводом для привлечения к административной ответственности, однако, штраф может быть выписан в случае просроченного электронного талона.
На заметку! Внимательно отслеживайте соблюдение сроков действия электронного талона, своевременная замена позволит избежать штрафов.
Штрафы
Перевозка без электронного талона грозит штрафом в размере 200 000 рублей. Также штрафы будут выписываться при наличии факта выгрузки отходов вне специально отведенных для этого площадок. Фиксировать правонарушения будут дорожные камеры видеонаблюдения. Таким образом чиновники планируют предупредить образование незаконных свалок вдоль дорожных обочин и лесов. Поводом такого решения, в том числе стали результаты проверки уже существующих несанкционированных навалов, содержимое которых на 95% состоит именно из строительного мусора.
Если в момент выгрузки окажется, что содержимое кузова мусоровоза не соответствует заявленному классу и виду отходов, то оформившая такой электронный талон организация будет привлечена к административной ответственности. При этом отходополучатель не имеет права принимать ОССиГ, которые не соответствуют изначально заявленным и согласованным в разрешении.
Превышение фактического объёма стройотходов над расчетными показателями
Если разрешение на перемещение было оформлено до начала работ, но после завершения строительства отходов образовалось больше, то такой документ должен быть переоформлен. При этом смета также подлежит корректировке.
Обратите внимание! При подписании соглашения с отходополучателем важно учитывать наличие свободных мощностей для приёма расчетного объема ОССиГ.
Отказ приёмки стройотходов
Если в указанном пункте приёма получатель отказывает перевозчику в приёмке, следует незамедлительно связаться с заказчиком или генподрядчиком, имеющим договор с этим отходополучателем для уточнения ситуации и согласования дальнейших действий.
Новые правила вступили в силу с 01.06.2021 г. Регулирование ситуации со стройотходами является вторым этапом проводимой в России мусорной реформы. Внедрение нововведений курируют региональные и федеральные власти. Вопрос находится на контроле у Президента Владимира Путина. Напомним, что Подмосковье в числе первых российских регионов начало реализовывать изменения на практике, показав успешный пример другим субъектам РФ. Согласно национальному проекту «Экология» уже через 10 лет все отходы должны полностью перерабатываться, а полигонное захоронение уйдет в прошлое.