Оператор по вывозу мусора
Любая деятельность человека неразрывно связана с образованием больших объемов мусора: бытового, строительного и т. д. И его нужно не только собирать на контейнерных площадках, но и вывозить на специализированные полигоны для утилизации или захоронения.
Содержание
До 2018 года практически любое юридическое лицо, располагающее несколькими мусоровозами, могло заключить договор с муниципалитетом на оказание подобных услуг.
Но ситуация изменилась с введением мусорной реформы. В частности, в Федеральном законе № 89-ФЗ от 24.06.1998 года (в редакции от 25.12.2018 года) «Об отходах потребления и производства» появилось такое определение, как «региональный оператор по обращению с ТКО/ТБО».
Именно эта организация и должна решать все проблемы, связанные с накоплением, вывозом и утилизацией отходов. Делать это можно, как своими силами, так и с привлечением субподрядчиков. Если регион большой, его площадь может быть поделена между несколькими исполнителями. Тогда для каждого надлежит определить его зону ответственности.
Кто может стать региональным оператором
Только желания недостаточно, чтобы получить статус регионального оператора. В соответствии с действующим законодательством власти конкретной области, края или республики обязаны провести конкурс с принятием и рассмотрением заявок.
Претенденты подают свои предложения в закрытых конвертах. Члены комиссии (ими не могут быть заинтересованные лица, прямо или косвенно, например, через родственников, связанные с участниками) изучают предлагаемые условия в части цены, объема оказываемых услуг и выбирают победителя.
К претендентам предъявляются достаточно жесткие требования:
- регистрация и ведение деятельности — на территории РФ;
- оформлены необходимые лицензии на обращение с мусором, включая сбор, транспортировку, обезвреживание, временное или постоянное хранение;
- есть оборудование, машины для работы с ТКО и строительным мусором, наняты и обучены сотрудники для выполнения всех операций;
- отсутствуют задолженности по налогам и сборам перед бюджетами всех уровней по итогам предшествующих налоговых периодов;
- компания не значится в реестре недобросовестных поставщиков;
- у руководства и главного бухгалтера нет судимостей, в том числе за экономические преступления.
Контракт с победителем подписывают сразу на 10 лет. Данные о нем вносят в Единую систему информации и учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ). Этот комплекс позволяет контролировать деятельность операторов, в том числе на общественном уровне, получать информацию о предоставляемом сервисе и его качестве.
Чем должен заниматься мусорный оператор
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года (в редакции от 25.12.2018 года) сказано, что на регионального оператора возлагается обязанность осуществлять все операции и процедуры, связанные со сбором мусора, его сортировкой, хранением, очисткой, подготовкой к утилизации, переработкой или захоронением.
Как уже сказано ранее, оператор имеет право делегировать часть полномочий и обязанностей другим структурам. Но ответственность за их деятельность несет именно он. Ему надлежит контролировать исполнение порученных задач. Он же будет отвечать на претензии со стороны третьих лиц.
Важный момент! Контейнерные и иные площадки для сбора мусора не являются собственностью оператора. Он не обязан следить за их состоянием, своевременно ставить новые баки или ремонтировать существующие.
Если жильцы окружающих домов выбрасывают мусор мимо контейнеров, захламляют участок, наводить порядок придется управляющей компании, ТСЖ и т. д.
Оператор несет ответственность за мусор, начиная с момента его погрузки в мусоровоз. Но, если работники машины разбросают отходы при погрузке, перевернут баки, они обязаны убрать за собой. Необходимо отметить, что в законе никак не прописан механизм выполнения этого требования. Отследить, кто рассыпал ТКО, практически невозможно.
Еще одна обязанность регионального оператора — выявление незаконных мусорных захоронений. Если свалка находится на территории, принадлежащей физическому или юридическому лицу, собственник получит предписание о ее устранении.
Обратите внимание! Если нарушитель проигнорирует требование, оператор уберет помойку своими силами, проведет при необходимости рекультивацию. Но далее с владельца в судебном порядке будет истребована сумма расходов на утилизацию.
Региональные операторы заинтересованы в раздельном сборе мусора. И именно они обязаны создавать условия для этого. Далее пластик, бумагу, дерево, ветошь передают на переработку соответствующим предприятиям.
С какими видами отходов работают региональные операторы
Для ответа на этот вопрос, необходимо обратиться к Постановлению Правительства № 1156 от 12.11.2016 года. В соответствии с данным документом региональные операторы обязаны вывозить:
Бытовой мусор или ТКО
К этой группе относят:
- отходы, неизбежно появляющиеся в процессе жизнедеятельности;
- товары, предметы обихода, потерявшие свои потребительские качества, непригодные для дальнейшего использования;
- рабочие отходы предприятий и организаций, если они по составу идентичны бытовому хламу.
ТКО преимущественно относятся к IV-V классам опасности. Окружающей среде после контакта с подобными отходами не требуется значительное время на восстановление.
Крупногабаритный мусор
В п. 2 Постановления Правительства значится, что крупногабаритным считается мусор, который по своим размерам не помещается в стандартный контейнер. Это относится к мебели, разобранной или целой бытовой технике. Их нельзя спрессовать при загрузке в мусоровоз.
Также внимания заслуживает ГОСТ Р 56195-2014. Данный документ трактует крупногабаритный мусор, как отходы потребления и производства, предметы, утратившие первоначальные потребительские качества, если их длина, ширина или высота превышают 50 см.
В п. 12 ПП № 1156 подчеркивается, что вывозом КГО должны заниматься региональные операторы. В п.11 этого же документа значится, что для сбора и временного размещения старой мебели и технике на контейнерной площадке необходимо установить отдельный бункер. Альтернативой может стать и специально подготовленная для этого площадка. А в договоре с потребителем оператор должен указать, с какой периодичностью КГО будут вывозить.
Плата за вывоз крупногабаритного мусора включается в общий тариф, установленный оператором. Последний не имеет права взимать с потребителей дополнительные деньги за эту услугу.
Вывоз строительного мусора
Разработчики мусорной реформы отдельное внимание уделили вывозу, сбору, утилизации строительного мусора. Он образуется в процессе собственно возведения зданий и сооружений, сноса или демонтажа, капитального ремонта.
К этой же группе отнесли:
- грунт, вынимаемый из котлована;
- упаковку, в которой доставляются стройматериалы и т. д.
Многие ошибочно полагают, что строительный мусор является частью крупногабаритного. Он также не подлежит сжатию. Его невозможно поместить в стандартные контейнеры или загрузить в мусоровоз.
Но есть одно существенное отличие. Существенная часть строительного мусора относится к I-III классам опасности. В нем может содержаться асбестовая пыль, тяжелые металлы. На их полную нейтрализацию требуется до 100 лет.
Именно поэтому строительный мусор вынесен за рамки обычного бытового или крупногабаритного. И оператор не обязан вывозить его в составе ТКО. Основание — п. 14 ПП № 1156. Потребители не могут складывать демонтированные плинтуса, оконные и дверные блоки, снесенные перегородки на контейнерную площадку. Если такой факт будет установлен, нарушителя оштрафуют в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ.
Важно! Плата за вывоз строительного мусора не включается в коммунальную квитанцию. Эти отходы не учтены при расчете объемов накопления. Если кто-либо занимается сносом, демонтажем зданий или их частей, он обязан подавать отдельную заявку оператору.
В назначенное время на объект будет подан специальный контейнер. После загрузки его вывезут на полигон для захоронения или переработки хлама. Если же дом только сдан в эксплуатацию, собственники помещений могут заключить отдельный договор с оператором именно на вывоз строительного мусора с согласованием графика оказания услуг и их стоимости.
Плата может быть включена в общую сумму за содержание жилого помещения или вынесена отдельной строкой. Но за это должны проголосовать не менее 50% от общего числа собственников помещений. Основание — ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ.