Строительные отходы

17.09.2021

В 2021 году в России стартовал второй этап мусорной реформы. Первый затрагивал преимущественно обращение с твердыми бытовыми отходами. Теперь речь идет о правильном сборе, хранении, вывозе и утилизации строительного мусора.

К этой группе относят все отходы, образующиеся в процессе собственно возведения зданий и их сноса. Также строительными отходами считается грунт, вынимаемый из котлованов и траншей перед закладкой фундаментов. Появилась даже новая аббревиатура — ОССиГ.

В Москве уже заработала электронная система, предназначенная для регулирования всех процессов, связанных с образованием, перемещением и переработкой строительного мусора. Предполагается, что впоследствии подобные сервисы будут созданы во всех регионах страны. Цель — формирование условий, при которых строительный мусор не будут вывозить на обычные контейнерные площадки или на незаконные свалки.

Классификация строй отходов

Отходы строительства можно классифицировать по нескольким признакам: состоянию, классу опасности, габаритам. Эти параметры необходимо учитывать при выборе тары для сбора и временного размещения, способов переработки.

В зависимости от агрегатного состояния отходы относят к одной из следующих групп:

  1. твердые. Это — крупные обломки кирпича и бетона, листы шифера, демонтированные деревянные полы, панели и т. д.;
  2. жидкие. Группа невелика по массе и объему, но включает в себя достаточно опасные субстанции: ацетон, растворители, лаки, краски. Все эти компоненты могут стать причиной пожара или взрыва при неправильном хранении;
  3. сыпучие. Этот подвид — самый объемный. С любой стройплощадки приходится вывозить тонны грунта, песка, щебня, глины.

Твердые отходы образуются преимущественно в процессе сноса, демонтажа зданий или их частей. Сыпучие — на этапе подготовки к строительству, жидкие — при проведении ремонта или отделки помещений.

Следующий вариант классификации предполагает разделение на следующие подвиды:

  • крупногабаритный мусор. К нему относятся куски ферм, стен, фундамента, дверные и оконные блоки;
  • упаковка. Если речь идет о строительстве или ремонте, упаковка составляет до 50% от всего имеющегося объема мусора;
  • прочий сор: крошка бетона и кирпича, мелкие обломки всевозможных материалов, обрывки бумаги и т. д. 

Классы опасности

Формально мусор представляет собой непригодные для дальнейшего использования стройматериалы. Они разбиты, измельчены, перемешаны с почвой или иными компонентами.

Но эти материалы произведены в разное время, по различным технологиям, могут содержать вредные для человека компоненты, в том числе тяжелые металлы. К тому же на их обезвреживание в естественных условиях могут потребоваться десятилетия. Некоторые компоненты вообще не должны контактировать с грунтом или водой из-за вероятности заражения последних.

В соответствии с действующим законодательством строительные отходы относят к одному из следующих классов:

  1. Чрезвычайно опасный. Процессы естественного разложения отсутствуют, либо протекают в течение сотен лет. К этому классу относятся разнообразные полимеры (полы, панели, трубы), пропитки для дерева и бетона.
  2. Опасный. Окружающей среде на восстановление после контакта с ним требуется приблизительно 50 лет.
  3. Умеренно опасный. Экосистема восстанавливает свои первоначальные свойства в течение 10 лет.
  4. Малоопасный. Отходы этого класса в среднем разлагаются за 3 года.
  5. Неопасный. Отходы этой группы практически не причиняют вред природе. Для их утилизации не нужны особые условия. 

Важный момент! Большая часть строительных отходов относится к 4, 5-му классам опасности. Они разлагаются в течение достаточно короткого промежутка времени без дополнительного участия со стороны человека. Но есть и компоненты, которые не должны попадать на обычные полигоны для ТБО.

Действующее законодательство предусматривает, что уже непосредственно на строительной площадке необходимо отделять:

  • асбест и изделия с ним;
  • дерево, покрытое антипиренами, антисептиками, лаками, красками;
  • растворители, включая остатки в упаковке;
  • электропродукцию: кабель, провода, вышедшую из строя технику;
  • разнообразные химические реагенты.

Эти виды отходов требуют особых условий хранения. В тоже время существенную часть мусора можно и нужно сдавать на переработку для повторного использования. Это относится к бумаге, картону, текстилю, металлолому, древесине, отдельным видам пластика. В большинстве городов уже работают специальные пункты для приема перечисленных видов отходов. Это — еще одна возможность сократить размеры свалок и одновременно обеспечивать многие предприятия дешевым сырьем для производства бумаги, картона, обоев.

Обращение со строительными отходами

Мусорная реформа в России затрагивает все вопросы обращения с мусором. Чтобы не получать предписания о штрафах, необходимо соблюдать законодательные предписания.

Упаковка

Для сбора отходов разрешается использовать:

  1. Мешки из полиэтилена или пропилена объемом 1-2 куб. метров. В них собирают песок, крошку (бетонную, кирпичную, штукатурку), мелкий мусор.
  2. Тканевые мешки. В них лучше не собирать мусор с острыми краями.
  3. Металлические контейнеры объемом от 8 до 33 куб. метров, в том числе с крышками, роликами для перемещения, специальными крюками для погрузки. 

Цель упаковки — предотвращение распространения ОССиГ как по стройплощадке, так и по прилегающей территории.

Транспортировка

В данном вопросе следует обратить внимание на опыт Москвы и Московской области. Здесь заработала система АИС ОССиГ. В ней должны регистрироваться и те, кто «производит» мусор, и те, кто его перевозит.

Первые обязаны указывать в системе вес мусора, его класс, место назначения и получать электронный талон на вывоз. Получатель отходов при приемке машины обязан подтвердить эти данные.

К транспортировке допускаются только автомобили, оснащенные передатчиками ГЛОНАСС. Это необходимо, чтобы в любой момент времени проверять расположение ТС. Непосредственно компания-перевозчик должна предварительно получить специальную лицензию и внести в систему данные обо всех своих машинах.

Предполагается, что переход на работу с АИС ОССиГ позволит сократить объемы незаконных свалок. Водители просто не смогут «разгрузиться» в ближайшем лесу или на обочине. Под контроль предполагается взять и стройплощадки. Застройщики не смогут выбрасывать мусор в контейнеры для ТБО.

Утилизация

На данном этапе предстоит выбрать, что делать с отходами. Их можно:

  • переработать. В большей части это относится к разным видам пластика, резине, бумаге, древесине. Бетонный и кирпичный бой предварительно измельчают, потом спрессовывают в специальные блоки для последующего использования в строительстве, для оформления дорожек, бордюров;
  • сжечь. То, что нельзя переработать, часто подвергают тепловой обработке при температуре до 1000 0С;
  • захоронить. Этот метод утилизации считается наиболее простым. Отходы свозят на полигоны, изолированные от внешней среды. 

В России пока не так много предприятий, принимающих строительные отходы на переработку. Большая часть хлама остается гнить на свалках.

Чем грозит не соблюдение законодательства?

Контролировать все действия, связанные со сбором, вывозом, утилизацией, призван Росприроднадзор. Его инспекторы следят за тем, чтобы предприятия и организации не выбрасывали строительный хлам в неположенных местах.

Если кто-то не желает соблюдать требования законодательства, его оштрафуют на сумму до 100 тысяч рублей в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ. Эта статья предусматривает наказание за нарушения при осуществлении градостроительной деятельности.

Помимо этого, и частных, и крупных застройщиков могут наказать по ст. 8.2 КоАП РФ. Здесь «выбор» штрафов и иных видов наказаний намного больше. Самое жесткое из них — приостановка деятельности на срок до 90 суток.

Отдельно стоит сказать о ситуациях, когда действия/бездействие отдельных лиц (физических или юридических) стало причиной экологической катастрофы, гибели или отравления людей. Компетентные органы имеют право ходатайствовать о возбуждении уголовного дела. Максимальное наказание в этом случае — заключение на срок до 5 лет.

Добавить комментарий

Задать вопрос

    Оставьте заявку прямо сейчас!
    По телефону

      Или заполните форму ниже