КПСО
Содержание
В декабре в Домодедово открылся новый комплекс по переработке строительных отходов (КПСО), который будет обрабатывать ежегодно до 500 килотонн смешанного мусора. В Подмосковье уже работает 15 таких площадок, которые пришли на смену полигонному захоронению.
Что такое КПСО
Комплекс по переработке строительных отходов — это специализированная площадка по приёму стройотходов. Иными словами, это небольшой завод по переработке мусора. Здесь происходит первичная обработка и сортировка на «полезные» и «бесполезные» фракции. На следующем этапе полезное вторсырье повторно обрабатывают, затем дробят или измельчают. Неперерабатываемые остатки отвозят на мусоросжигательные заводы или отправляют во временный накопитель для последующей утилизации.
Справка: КПСО на территории Подмосковья расположены в Егорьевске, Люберцах, Серебряных Прудах, Рошале, Клину, Подольске, Домодедове, Химках, Зарайске, Раменском и Богородском городских округах.
Если первоначальный раздельный сбор реализован качественно, то «чистые» фракции можно отправлять напрямую на профильные перерабатывающие предприятия. Наиболее распространен случай, когда все отходы накапливаются в смешанном виде, что требует дополнительной тщательной сортировки или сложных технологий по вычленению из общей массы пригодных для переработки фракций. Эти технологические процессы и реализованы на КПСО.
Что такое стройотходы
Строительный мусор был вынесен в отдельную категорию «отходы строительства, сноса и грунтов» (ОССиГ) и включает в себя:
- остатки отделочных и стройматериалов;
- бой бетона и кирпича после сноса стен, фундамента, других конструкций;
- металлолом, остатки железобетонных изделий, арматуры;
- обломки деревянных перекрытий;
- рубероид и другие кровельные покрытия;
- грунты, выкопанные при закладке ленточных фундаментов, рытье котлованов, скважин, колодцев и пр.
В чем разница между ОССиГ и твердыми бытовыми отходами
За вывоз твердого коммунального мусора, то есть такого, который образуется в повседневной жизни, отвечают городские коммунальные службы. Именно для ТБО в каждом дворе оборудованы контейнерные площадки. Для вывоза ОССиГ необходимо обращаться в специализированные компании, имеющие соответствующие лицензии.
Если ТБО включают в себя остатки пищи, макулатуру, жесть и пластик, то ОССиГ по большей части содержат принципиально совсем другие фракции, обработка и сортировка которых должна проводится отдельно. Например, глина, древесина, металл, лакокрасочные изделия. Кроме того, стройотходы могут иметь класс повышенной опасности, поэтому решение просто вывалить их на свалку может губительно сказаться на экологии и безопасности для жизни и здоровья людей.
КПСО, ОССиГ и электронный талон
Мусорная реформа была запущена в России в начале 2019 года. Сначала правительство решило навести порядок в обращении ТБО. Для этого разработали территориальные схемы, определили региональных операторов, переоборудовали контейнерные площадки и ввели раздельный сбор.
Новый виток нововведений начался в уходящем 2021 году и коснулся уже строительного мусора. Проведенные исследования содержимого незаконных свалок показали, что они на 90% состоят именно из стройотходов. То есть, недобросовестным подрядчикам было выгоднее просто свалить мусор где-то в лесу или на обочине вместо перевозки на полигон или сортировочный комплекс. Для перехода отрасли из «тени» в легальную плоскость, были введены новые правила перемещения ОССиГ и высокие штрафы за их нарушение.
Для каждой перевозки строительного мусора оформляет специальное разрешение — электронный талон, в котором содержится полная информация об отправителе, получателе, перевозчике, типе и объеме груза.
Внимание! В 2021 году в Подмосковье сумма штрафов за нарушение порядка перемещения ОССиГ превысила 90 миллионов рублей. Всего в регионе было выписано свыше 1000 постановлений. Среди нарушителей числятся как организации, так и частные лица.
КПСО входит в число отходополучателей и должно быть зарегистрировано в единой информационной системе участников отрасли. Принять и разгрузить транспортное средство комплекс может только при наличии у водителя правильно заполненного электронного талона. При этом тип груза, его вес и габариты, а также класс опасности должны соответствовать данным талона.
Как устроен КПСО
Комплексы по переработке строительного мусора представляют собой оборудованную площадку с удобными подъездными путями и расположенную в непосредственной близи к городу или промзоне. Из инженерных коммуникаций обязательно подключение электричества, при этом вода может быть привозной.
На объекте размещается дробильно-сортировочный комплекс, где и происходит обработка поступающего содержимого из кузовов мусоровозов.
При въезде находится контрольно-пропускной пункт с обязательной видеофиксацией и жестким контролем въезжающей и выезжающей техники. Там же каждое транспортное средство обязательно взвешивают для учета ввозимого и вывозимого мусора.
Дробильно-сортировочный комплекс
На КПСО устанавливают мощные дробильно-сортировочные комплексы, которые состоят из мощной стационарной дробилки, вибрационных питателя и грохота, а также ленточного конвейера.
Стационарные дробилки бывают четырех типов: роторные, конусные, центробежно-ударные и щековые. Несмотря на некоторые особенности, все 4 типа имеют общие характеристики:
- Подходят для измельчения твердых горных пород.
- На выходе получают фракции кубической формы с минимальным содержанием игловатых форм.
- Их отличает высокий коэффициент дробления и высокая пропускная способность.
- Дробилки рассчитаны на длительное использование и обладают высоким производственным ресурсом.
На заметку! Существуют мобильные дробилки, которые имеют меньший размер и могут быть временно установлены на крупных строительных объектах. Однако, такие агрегаты кроме относительно небольших размеров рассчитаны на меньшие объемы переработки и менее долговечны.
Сам процесс переработки мусора состоит из следующих стадий:
- Сортировка: сначала на пригодные и непригодные для переработки материалы, а затем пригодные разделяют по видам.
- Обработка и подготовка к измельчению.
- Непосредственно дробление на фракции заданного размера.
- Грохочение или фильтрация измельченных фракций для очистки от примесей и прочих материалов.
«Вторая жизнь» переработанных строительных отходов
В результате переработки получают измельченные фракции различного размера или вторичный щебень.
Самым востребованным считается бетонный щебень, который применяют в:
- дорожном строительстве: для отсыпки обочин, в качестве основания;
- производстве строительных материалов, например, как наполнитель бетонов классом до В20;
- работах по засыпке ям или укреплении грунта;
- строительстве и укладке фундамента;
- ландшафтном дизайне и благоустройстве территорий.
Вторичный кирпичный щебень славится своими гигроскопическими свойствами. Он хорошо пропускает влагу, поэтому его используют для дренажа при засыпке проблемных грунтовых участков, которые часто встречаются в Москве и Подмосковье. Его применяют для подсыпки дорог и создания временных подъездных путей к стройплощадкам, создания дренажных подушек, например, при подготовке участков под фундамент.
Судьба неперерабатываемых стройотходов
После сортировки на КПСО остаются так называемые неперерабатываемые хвосты, которые нельзя использовать как вторичное сырье. Для них остается два пути утилизации: захоронение или сжигание. Пока самым распространенным способом утилизации строительного мусора было полигонное захоронение.
Для сведения! Согласно целям мусорной реформы, уже к 2030 году Россия должна полностью перейти на производство замкнутого цикла, когда все отходы подлежат переработке или утилизации, а процент захоронений равен нулю.
К концу 2022 года на территории Подмосковья были закрыты все действующие полигоны. Сейчас ведется строительство мусоросжигательных заводов, которые позволят не только уничтожать отходы, но и использовать вырабатываемую энергию как альтернативный источник электроснабжения. Но эти заводы только строятся, поэтому «хвосты» пока отправляются в накопители, откуда их потом отвезут на завод по сжиганию мусора.