Стоимость вывоза строительного мусора
В 2021 году Россия перешла на новую схему обращения со строительным мусором. Деятельность по вывозу стройотходов стала объектом государственного лицензирования, что существенно сократило количество компаний и организаций, предлагающих такие услуги на рынке.
Содержание
Теперь перевозки осуществляются при обязательном оформлении электронного талона с указанием места погрузки и выгрузки, наименования отправителя и получателя, а также описания вида и объёма перевозимых отходов. Таким образом правительство решило навести порядок в мусорной отрасли и контролировать накопление, переработку и утилизацию отходов строительства. Попробуем разобраться, как эти нововведения скажутся на цене вывоза строительного мусора.
На заметку! Первым регионом-участником мусорной реформы стала Московская область, а последними в январе 2021 года присоединились мегаполисы Санкт-Петербург и Москва.
Что такое стройотходы
Для формализации регламентов, правил и нормативов на законодательном уровне был введен новый термин «ОССиГ«, который расшифровывается как «отходы строительства, сноса и грунтов». В эту категорию попадают любые остатки сырья, материалов и изделий, которые образуются в процессе строительства, реконструкции или сноса зданий и инженерных коммуникаций.
В группу ОССиГ также включаются грунты, которые высвобождаются при возведении сооружений, проведении дорожных работ и мостового строительства, а также при благоустройстве территорий.
Таким образом стройотходами считаются:
- остатки отделочных и строительных материалов;
- битый бетон и кирпич;
- остатки железобетонных изделий и арматуры;
- грунт, выкопанный при рытье котлованов, укладке фундамента и так далее.
Выделение строительного мусора в отдельную группу позволило установить тарифы и нормативы на вывоз и утилизацию, разработать правила и схемы обращения с этими отходами.
Важно! Напомним, что стройотходы нельзя выбрасывать на контейнерные площадки (помойки) во дворах многоквартирных домов. Эти мусорные баки предназначены только для твердых коммунальных отходов. За их сбор, накопление и вывоз отвечают городские службы ЖКХ.
Мусорная реформа
Глобальная мусорная реформа в России была начата в январе 2019 года. Первые изменения коснулись ситуации с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Постепенно в каждом регионе были выбраны региональные операторы, которые отвечают за вывоз и утилизацию ТБО. Произошло переоборудование контейнерных площадок, на них были установлены емкости для сбора «полезного» вторсырья, например, перерабатываемого пластика, стекла и макулатуры. Первичный раздельный сбор должен позволить увеличить процент вторичного сырья, поступающего на перерабатывающие производства.
Параллельно в Подмосковье были закрыты все объекты для полигонного захоронения, а им на смену пришли современные комплексы по переработке отходов (КПО). Закрытые полигоны постепенно проходят стадию рекультивации и восстановления земель. Строятся пять мусоросжигательных заводов: четыре под Москвой и один в Казани.
Обратите внимание! Сейчас вся территория России поделена на 287 зон ответственности, за каждую из которых отвечает определенный региональный оператор.
Реформа обращения со строительным мусором
Второй этап реформирования связан с ОССиГ. Проанализировав содержимое незаконных свалок Подмосковья, выяснилось, что они на 90% состоят из стройотходов. Недобросовестные подрядчики предпочитали просто сбрасывать мусор вдоль дорог или в лесу, вместо того чтобы везти на специализированные полигоны. Слабый контроль со стороны государства и фактически безнаказанность позволяли этим компаниям «экономить» или предлагать низкую стоимость вывоза строительного мусора, оказывая непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, живущих вблизи таких свалок.
С июня 2021 года перемещение ОССиГ разрешено только лицензированным компаниям, реестр которых находится на сайтах московского и подмосковного министерств ЖКХ. Контейнеровозы и другая используемая спецтехника должны быть оборудованы спутниковой системой ГЛОНАСС для возможности отслеживания их маршрута.
На каждую перевозку оформляется специальное разрешение, которое называется «электронный талон», с указанием объема и характера груза, отходопроизводителя и отходополучателя. Для приёма ОССиГ открыты специальные площадки, где поступающие отходы сортируются, а затем отправляются на переработку или утилизацию.
За нарушение новых правил обращения ОССиГ предусмотрена серьезная административная ответственность в виде крупных штрафов и конфискации транспортных средств.
Это интересно! К 2030 году страна должна перейти к 100% переработке и утилизации отходов. Такая цель утверждена президентом Владимиром Путиным в национальном проекте «Экология».
Что влияет на цену
На стоимость вывоза строительного мусора влияет несколько факторов. Во-первых, вид и класс опасности ОССиГ, а точнее чистота фракций. Специализированные площадки принимают отсортированное втрорсырье, например, бетонный бой или пластик, по более высоким ценам, чем просто смешанный мусор. Металлолом, ЖБИ и арматура ценятся особенно высоко, поэтому перевозчик может их вывезти практически бесплатно.
Во-вторых, количество ОССиГ, вернее его объём. Обычно вывоз осуществляется контейнерами или самосвалами. При заказе контейнера цена является фиксированной, а при заказе самосвала стоимость вывоза строительного мусора рассчитывается за каждый кубометр (м3).
В-третьих, отдельно оценивается работа грузчиков и погрузочной техники. Как правило, компании такие услуги предоставляют за отдельную плату. Немаловажным фактором здесь будет наличие удобного подъездного пути, возможность установки контейнера в непосредственной близости к подъезду или дому, наличие грузового лифта. Если дом лифтом не оборудован, то придется оплачивать каждый лестничный пролет. При этом весь мусор должен быть собран в строительные холщовые мешки весом не более 30 кг каждый.
Транспортные средства и специальная техника
Выбор спецтехники зависит от объема и веса груза, а именно:
- Самосвалы рассчитаны на большую грузоподъемность. Они могут перевозить от 10 до 21 тонны, например, грунтов, но объем таких перевозок ограничен 20 кубометрами. Важно учитывать и особенности загрузки самосвала, так как кузов располагается достаточно высоко, ручная загрузка такой спецтехники затруднена. Чаще всего на самосвалах вывозят грунт, куски бетона или кирпичной кладки.
- Контейнеры 8 м3 подойдут для относительно необъемного груза весом не более 4 тонн. Имеют только вертикальную загрузку. Удобнее предварительно разложить вывозимый мелкий или сыпучий хлам по мешкам для строительного мусора. Они продаются в каждом магазине стройтоваров. Таким образом погрузка не займет много времени. Идеальны для небольших разовых заказов.
- Контейнеры 20 и 27 м3 рассчитаны на перевозку объемных грузов, суммарный вес которых не превышает 12 тонн. Эти бункеры оборудованы торцевыми дверцами для горизонтальной загрузки. Подходят для стационарного размещения на стройплощадках и крупных объектах. Вывоз осуществляется по мере их наполнения или согласно установленному графику.
Таким образом цена за вывоз строительного мусора зависит от количества перевозимых кубометров, но в случае самосвала итоговая стоимость зависит от фактического веса груза, а за контейнер определенной вместимости вы все равно заплатите фиксированную цену. При этом контейнер может остаться полупустым.
Кто оформляет перемещение отходов
За правильность и своевременность оформления электронного талона (ЭТ) несет ответственность отходопроизводитель. Однако, для перевозок объемом менее 50 кубометров, эту обязанность берет на себя транспортная компания. В случае отсутствия или некорректной выписки ЭТ под штрафные санкции попадают и перевозчик, и отходопроизводитель.
Это еще одна причина тщательно выбирать подрядчика, чтобы избежать неприятностей, потери времени и денег на уплату штрафов и разбирательств с надзорными органами. Цена за вывоз строительных отходов, которая существенно ниже среднерыночной, должна вызвать сомнение и опасение в законности оказываемых услуг. Мы рекомендуем обращаться только в проверенные организации, входящие в реестр добросовестных перевозчиков.